Укажем, что действующее законодательством не раскрывает понятие "пересечение границ земельных участков". Кроме того, действующим законодательством, в том числе Законом N 218-ФЗ, также не установлены допустимые критерии определения пересечения границ земельных участков и порядок использования предельной допустимой погрешности положения характерных точек границ земельного участка для установления факта пересечения границ земельных участков. Соответственно, невозможно определить, какие пределы пересечения границ земельных участков в предусмотренном пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ случае являются допустимыми (см. письмо Министерства Экономического развития РФ от 5 мая 2017 года N Д23и-2612 «Относительно допустимых пределов пересечения границ земельных участков»).
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Таким образом, если сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка смежного с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, соответствуют требованиям, установленным в соответствии с Законом N 218-ФЗ, то проведение кадастровых работ, должно осуществляться с учетом сведений ЕГРН о местоположении частей границ, являющихся общими для данных земельных участков. В том числе сведения о таких частях границ должны быть включены в соответствующие разделы межевого плана, подготовленного в результате выполнения вышеуказанных кадастровых работ.
Таким образом, выявление несоответствия местоположения границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, и смежных с ним земельных участков, местоположение границ которых установлено в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ и не содержит реестровой ошибки, указывает на нарушения требований части 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, допущенные при выполнении кадастровых работ и подготовке межевого плана земельного участка.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 15 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90, если смежные земельные участки имеют различные требования к точности определения координат их характерных точек, то общие характерные точки границ земельных участков определяются с точностью, соответствующей более высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.
Таким образом, если земельные участки, являющиеся смежными с земельным участком, в отношении которого выполняются кадастровые работы (например, лесной участок), отнесены к категории земель, в соответствии с которой для земельных участков установлена более высокая точность определения координат характерных точек границ, координаты характерных точек общих частей границ такого лесного участка должны определяться с более высокой точностью.
Ранее своим письмом Министерство экономического развития РФ от 12 сентября 2013 г. № Д23и-2729 “О несоответствиях в значениях площади земельного участка. О пересечениях границ земельных участков” также указало что Согласно требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 № 412 (далее - Требования), в соответствующих реквизитах разделов межевого плана указывается площадь земельного участка, вычисленная по результатам проведения кадастровых работ и величина погрешности определения площади.
В соответствии с пунктами 39, 96 Требований значение площади земельных участков (частей земельных участков), многоконтурных земельных участков в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра; значение площади контура (части контура) в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 0,01 квадратного метра.
При этом настройки программного комплекса, обеспечивающего ведение государственного кадастра недвижимости, должны обеспечивать выполнение требований действующего законодательства в части округления значений площади и координат характерных точек границ земельных участков до целого значения и до двух знаков после запятой соответственно.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- При подготовке межевого плана земельного участка Пересечение границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, и смежных с ним земельных участков не допустимо.
- Программный комплекс, обеспечивающего ведение ЕГРН не допускает внесение сведений о границах земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы) в реестр с заведомым пересечением границ.
- В случае если работы по подготовке межевого плана земельного участка были проведены без нарушения требований части 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ и при этом существует пересечение границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, и смежных с ним земельных участков, местоположение границ которых установлено в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ и содержаться в ЕГРН то данный факт свидетельствует о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
О том что, такое реестровая ошибка и способы ее определения см. в статье экспертиза на наличие реестровой ошибки далее.
ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
-
правоустанавливающие документы на землю (свидетельство);
-
правоустанавливающие документы (документы основания для возникновения права собственности);
-
материалы кадастровых работ/межевания;
-
выписка из ЕГРН.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАНИЦ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЛЕДУЮЩИМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ:
-
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 года.
-
Градостроительный кодекс РФ N 73-ФЗ от 07.05.1998;.
-
Земельный кодекс РФ №136-ФЗ от 25.10.2001 года;
-
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
-
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
-
Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90.
ОБРАЗЕЦ ВОПРОСОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРАНИЦ СЕРВИТУТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОХОДА И ПРОЕЗДА ЧЕРЕЗ СОСЕДНИЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
-
Каковы фактические границы земельного участка истца в отношении, которого были проведены кадастровые работы?
-
Соответствуют ли сведения о границах земельного участка истца сведениям, представленным в межевом плане?
-
Имеется ли пересечение фактических границ земельного участка истца и границ земельных участков сведения о которых содержаться в ЕГРН. В случае положительного ответа указать границы и площадь выявленного пресечения?